Здравствуйте, гость! :: Сегодня: Четверг, 28 марта 2024 г. English page English

Зависимость риска развития пневмонии от спектра микрофлоры полости рта

Опубликовано: Среда, 18 января 2012 г. - 08:50
Тема: Возбудители инфекционных заболеваний Версия для печати

В ходе проспективного исследования группой учёных во главе с Dr. Joshi были выявлены различия микробного спектра среди представителей здорового взрослого населения, лиц с высоким риском развития пневмонии и пациентов на ИВЛ.

Считается, что бактерии, обитающие в полости рта, играют определённую роль в развитии пневмонии. В ходе выполнения проекта под названием The Human Microbiome Project с использованием секвенирования гена 16S рибосомальной РНК в полости рта было выявлено более 600 бактериальных штаммов. Однако до сих пор не было известно, какая существует связь между изменениями микробного пейзажа полости рта и риском развития пневмонии. Для осуществления поставленной задачи исследователи изучили особенности микробного спектра ротовой полости 3 различных групп — здоровых взрослых, обитателей домов престарелых и пациентов, находящихся на ИВЛ.

Минимальный возраст участников исследования составил 18 лет. Из исследования исключались пациенты с клиническими или рентгенологическими признаками острой респираторной инфекции на момент начала исследования.

В соответствии с критериями включения здоровые взрослые участники исследования не должны были принимать антибиотики в течение предшествующих трёх месяцев и не должны были иметь хронические заболевания лёгких, требующие постоянной медикаментозной терапии. Обитатели домов престарелых были старше 65 лет и имели ожидаемую продолжительность жизни не менее 3-х месяцев. Пациенты отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) находились на ИВЛ не менее 72 часов и имели ожидаемую продолжительность жизни не менее 1 месяца.

Мазки со слизистой нёба, щёк и языка были подвергнуты секвенированию гена 16S rРНК. Нуклеотидные последовательности, хранящиеся в проекте рибосомальной базы данных, сравнивались с полученными в ходе исследования для классификации микроорганизмов по таксонам.

Средний возраст взрослых здоровых лица (n=19) составил 60,1 года, 58% составили женщины, 74% — представители европеоидной расы. Обитатели домов престарелых (n=10) были старше (средний возраст 86,2 года), 90% женщин, все принадлежали к европеоидной расе, 70% имели хроническую легочную патологию, время пребывания в домах престарелых составило, в среднем, 33 месяца. Средний возраст пациентов, находящихся на ИВЛ (n=8), составил 51,6 года, половина — женщины и половина — представители европеоидной расы, ни у кого не была выявлена хроническая патология лёгких, средняя продолжительность пребывания в ОРИТ составила 3,6 дня.

Доминирующим таксоном в полости рта является семейство Streptococcaceae, однако в трёх исследуемых популяциях данные микроорганизмы встречаются в различных пропорциях: 65% среди представителей здорового взрослого населения, 43% среди обитателей домов престарелых и 33% среди пациентов ОРИТ, находящихся на ИВЛ (р=0,02 для пациентов на ИВЛ в сравнении со среднестатистическими жителями).

Исследователи выяснили, что с повышением риска развития пневмонии у здоровых взрослых, обитателей домов престарелых и пациентов, находящихся на ИВЛ, количество некоторых микроорганизмов в полости рта уменьшалось. Вместе с тем, за несколько дней до начала пневмонии, наблюдалось увеличение количества других причинно-значимых микроорганизмов. У 3 пациентов ОРИТ с развившейся пневмонией исследователи заметили количественное преимущество представителей семейств Enterococcaceae, Mycoplasmataceae и Micrococcaceae. У данных пациентов доля представителей семейства Streptococcaceae на исходном уровне была значительно ниже (7%) в сравнении с пациентами ОРИТ, у которых пневмония не развивалась (49%; р=0,02).

По мнению исследователей, подобная информация может повлиять на эффективность профилактики пневмонии в будущем путём сохранения нормальной микрофлоры полости рта и поддержания защитных механизмов местного иммунитета.

Независимые эксперты отмечают особую ценность проведённого исследования, заключающуюся в обнаружении возможных предвестников наступающего заболевания.

Однако та связь, которую обнаружили исследователи между различными профилями микрофлоры полости рта и риском развития пневмонии, не является причинно-значимой, но, несмотря на это, ценность в исследовании всё же есть, и заключается она в новаторском подходе поиска новых маркеров состояния здоровья и болезни.

Oral Microbial Profiles Differ With Varying Pneumonia Risk.

Infectious Diseases Society of America (IDSA) 49th Annual Meeting: Abstract 879.
Presented October 22, 2011.

микрофлора полости рта, риск развития пневмонии, представители здорового взрослого населения, обитатели домов престарелых, пациенты отделения ОРИТ находящиеся на ИВЛ